пятница, 18 января 2008 г.

Играть, играть, играть, играть!

/*
Как бы ни были хороши операционные системы для выполнения прикладных задач, но массовое распространение их предполагает "поддержку игровой индустрии". IMHO: популярность и "массовость" MS Windows более чем на половину обусловлена хорошими взаимоотношениями M$ и разработчиков игр. Огромный респект господам из ID Software, которые всю основную работу проводят в *nix системах и портируют затем полученный результат на прочие платформы. Открывая со временем доступ к исходникам своих игр, тем самым именно "двигая прогресс на своих плечах". Вся 3D индустрия по сути "обязана" работам ID. Пользователи Linux в настоящее время имеют в своём распоряжении wine (эмулятор Windows API), что делает доступным для них практически все игры, выпущенные "под M$". Для OpenBSD ситуация гораздо хуже - wine в портах весьма древний, да и generic ядро для десктопа не очень-то предназначено. Как дела у Free и Net BSD - не знаю, но вряд ли хуже, чем в OpenBSD. Это конечно же с учётом того, что можно собрать для этих платформ все Open Source OpenGL игры при наличии поддержки OpenGL в родных драйверах видеокарты или как результат проекта Mesa (сам же проект как мы видим можно считать детищем Кармака и в какой-то степени nVidia).

Очень интересная ситуация с поддержкой OpenGL складывается в Mac OS X. "Закрытое" проприетарное ядро (закрытая платформа по сути своей) не позволяет компании nVidia выпускать качественные драйвера для поддержки своего оборудования. Так что рассчитывать на получение преимуществ в играх на платформе Mac OS X не приходится (в то время как весь Quake, собранный из исходников в Linux, на том же железе показывает гораздо больше fps, чем под M$).

Но поговорить хотелось не о том. К счастью игровая индустрия началась задолго до появления 3D видео акселераторов и пожалуй стоит заикнуться, что многие отличные игры не имеют к платформе PC никакого отношения. Можно долго и аргументированно петь хвалебные оды современным и будущим 3D технологиям - но, как говорит одна моя знакомая, "не вставляет и всё тут" . Посему скажем огромное спасибо всем создателям эмуляторов игровых консолей, верой и правдой заменивших своих славных "железных" прародителей.

Призовое первое место отдаю Fuse - the Free Unix Spectrum Emulator. 12500 доступных игр (только не надо путать слово "доступный" и выражение "на халяву"), возможность портировать практически на все *nix/POSIX системы (если уже не портировано), отличная эмуляция железа реальных Speccy. Пример того, как именно надо делать эмуляторы. Огромное количество документации, дружное и сплочённое сообщество. С большим удовольствием почитываю на досуге книжки на Virtual TR-DOS. Можно пошариться в неплохом каталоге ссылок SPECCY.RU. Кому как, но звук загрузки игры с кассеты в память того же Speccy, Commodore или Atari вызывает такое ностальжи...

Второе и третье "призовые" места стоит поделить между эмулями SEGA и NES.

Gens - эмулятор SEGA, Sega Master System, Sega Genesis, Sega 32x. Великолепное качество эмуляции, замечательные игры. С огромным удовольствием и сегодня ломаю клавиатуру в "Comix Zone", "Ultimate Mortal Combat" и т.д. Назовите мне хоть одну современную игру уровня "Comix Zone". Не зря её на Wii портировали, очень грамотное решение.

snes9x, zsnes и прочие NES (Nintendo Entertainment System) эмуляторы, коих для каждой ОСьки понаделано немеряно. "Donkey Kong" того стоит.

На последнем месте - PlayStation Emulation for the PC, ePSXe эмуль PS - достойные эмуляторы Sony PlayStation. Всё вроде в них к месту, но... уже что-то "не то". Очень трудно описать словами, что какая-то часть "магии" безвозвратно теряется пропорционально "прогрессу" пустых 3D спецэффектов.

Играйте "классику", Господа!

2 комментария:

Станислав Тероф комментирует...

Хм.. интересно.. Классика она всегда классика, но все же для нашего поколения. Не для тех, кому сейчас от 20 и меньше.

Но ситуация с играми под *nix улучшается с каждым днем и это приятно

virens комментирует...

Интересно, а что, автор решил с Линукс перейти на OpenBSD? :-) Как бы это помягче сказать, она не шибко-то десктопная.

Всегда считал, что для игрушек есть консоли, в смысле приставки. Но supertux это, конечно, на века. Сам игрался целый день :-)